Аннотация

Ряд важнейших изменений в пенсионное, социальное и трудовое законодательства действуют с 1 января 2014 года.

В Обзоре систематизирована информация по важнейшим новациям, что поможет бухгалтерам, аудиторам и другим специалистам лучше их суть новаций и обратить внимание на некоторые особенности их применения.

См. методические материалы "Ставки (тарифы) взносов в государственные внебюджетные фонды на 2014 год"

См. также:


Документ

Изменения в законодательство по взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в 2014 году

Основание и краткое описание изменения Комментарий Примечание
На 2014 год предельная величина базы для начисления страховых взносов увеличена в 1,098 раза и установлена Правительством России в размере 624 000 руб.
ч.4 и ч.5 ст.8 Закона N 212-ФЗ;
Постановление Правительства РФ
от 30.11.2013 N 1101
Предельная величина базы (в размере 415 000 рублей) установлена ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ. Она подлежит ежегодной индексации Правительством РФ с учетом роста средней зарплаты в стране (ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). При установлении предельной величины базы для начисления страховых взносов, ее величина 2013 года (568 000 руб.), увеличена Правительством РФ в 1,098 раза. Полученная величина, соответствии с действующим законодательством, была округлена для выражения в полных тысячах рублей и утверждена в размере 624 000 руб. (сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается).
Важно помнить, что c сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 624 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (год), страховые взносы не взимаются.

Пониженные тарифы страховых взносов: изменения для отдельных категорий плательщиков

Основание и краткое описание изменения Комментарий Примечание
Пролонгированы (до 2018 г. включительно) пониженные тарифы для некоторых категорий плательщиков страховых взносов. Продлено пониженных тарифов:
  • организациям и предпринимателям на УСН, если их вид деятельности включен в перечень (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона от N 212-ФЗ)
    см. действующий тариф;
  • аптечным организациям на ЕНВД.
    (п.10 ч.1 ст.58 Закона N 212-ФЗ);
  • Социально ориентированным организациям на УСН
    (п.11 ч.1 ст.58 Закона N 212-ФЗ);
  • Благотворительным организациям на УСН
    (п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
  • Предпринимателям на ПСН за исключением ведущих деятельность, указанную в подп. 19, 45 - 47 п. 2 ст.346.43 НК РФ
    (п.14 ч.1 ст.58 Закона N 212-ФЗ).
Перечисленные лица уплачивают страховые взносы только в ПФР по 20-процентному тарифу
(ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Повышен льготный тариф страховых взносов для организаций и предпринимателей, осуществляющих производство и распространение СМИ
п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
В 2014 г. увеличен на 2 процентных пункта совокупный тариф страховых взносов, применяемый российскими организациями и предпринимателями, которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ.
см. действующий тариф
C 2014 года (по 2019 г.) Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании) применяют пониженные тарифы по-новому
ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
части 2.1, 2.2, 2.3 ст. 57 и ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
IT-компании применяют пониженные тарифы страховых взносов. В соответствии с ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ они уплачивают: в ПФР: 8 %, а в ФСС: 2 % и в ФФОМС 4%. Требования, дающие право применения пониженных тарифов -компаниям необходимо соответствовать требованиям, установленным в ч. 2.1, 2.2, 2.3 ст. 57, ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ:
  1. наличие документа о государственной аккредитации, полученном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  2. доля дохода от деятельности в области информационных технологий не менее 90 процентов от общей суммы доходов;
  3. средняя численность работников составляет не менее 7 человек.

Важно помнить, что доля дохода и средняя численность определяются по итогам девяти месяцев года, предшествующего году начала применения пониженных тарифов.
Есть особенности и для вновь созданных IT-компаний. Там условия об уровне доходов и среднесписочной численности работников должны определяться по итогам первого отчетного (расчетного) периода.
C 1 января 2014 г. порог средней численности работников для действующих организаций (среднесписочной - для вновь созданных) - не менее семи человек. В предыдущем году он составлял - не менее 30 человек, а в году предшествующему предыдущему - 50.
Кроме того, при определении доли доходов от деятельности в области информационных технологий в общем объеме доходов организации нет необходимости учитывать суммы:
  • положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся при отклонении курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту
    (п. 2 ст. 250 НК РФ);
  • положительной курсовой разницы, возникающей при переоценке валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ
    (п. 11 ст. 250 НК РФ).
В 2014 года организации, оказывающие инжиниринговые услуги пониженный тариф применят не вправе. Компании, оказывающие инжиниринговые услуги уплачивают взносы в порядке, установленном на 2012 - 2016 г., если не подпадают под действие иных пониженных тарифов, в соответствии с Законом N 212-ФЗ. C сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 624 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода применяется совокупный тариф: 30 процентов (ПФР - 22 процента; ФСС РФ - 2,9 процента; ФФОМС - 5,1 процента).
свыше указанной предельной величины - 10 процентов (производится только платеж в ПФР).

Дополнительные тарифы страховых взносов и специальная оценка условий труда

Основание и краткое описание изменения Комментарий Примечание
С 1 января 2014 возросли дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков Плательщики страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых указаны в пп.1 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ, по общему правилу применяют дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 6% (2013 г. - 4%).
(ч.1 ст.58.3 Закона N 212-ФЗ).
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых перечислены в подпунктах 2-18 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ, в 2014 г. по общему правилу применяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 4% (вместо 2%)
(ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов. См. также Письмо ПФ РФ от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 "О дополнительных тарифах страховых взносов"
С 1 января 2014 установлена зависимость тарифов страховых взносов от класса условий труда Дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов специальной оценки условий труда установлена ч.2.1 ст.58.3 Закона N 212-ФЗ). Если по итогам специальной оценки условий труда их условия будут признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат лицам, занятым на указанных выше работах, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов.
Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0 процентов (работодатель будет освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам).
Важно подчеркнуть, что тарифы, предусмотренные частью 2.1 ст.58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются вместо дополнительных тарифов, установленых ч.1 и ч.2 ст.58.3 вышеупомянутого Закона.
С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Применение результатов проведения специальной оценки условий труда определено в ст. 7 Закона N 426-ФЗ.
Классификация условий труда установлена ст. 14 Закона N 426-ФЗ. Здесь определены 4 класса по степени вредности и (или) опасности:
  • оптимальные,
  • допустимые,
  • вредные,
  • опасные

(1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). В этой же статье разъясняется, какие именно условия труда определяют соответствующий класс (подкласс).
В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ в прежней редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и являлась основанием для освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу с 1 января 2014 г.

Краткий комментарий к вопросу о специальной оценке условий труда

  1. Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех работников. Исключение составляют следующие категории работников:
    • надомники,
    • работающие дистанционно,
    • работники нанятые лицами, не являющимися предпринимателями.

    см. п.3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ
  2. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется особо.
    см. п.4 ст. 3 Закона N 426-ФЗ
  3. По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки
    см. ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ
    см. также ст. 7 Закона N 426-ФЗ о внеплановой специальной оценки условий труда
  4. Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).
  5. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.
  6. Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
  7. Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
  8. Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

Cтраховые взносы "за самих себя". Плательщики: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы

Основание и краткое описание изменения Комментарий Примечание
Изменен порядок определения фиксированного размера пенсионных взносов для "самозанятых граждан" - предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. С 1 января 2014 года размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР предпринимателями, адвокатами и нотариусами за себя, будет определяться в зависимости от того, превысила ли величина доходов пороговую сумму в 300 000 руб.
Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо будет перечислить фиксированный платеж.
Фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых самозанятыми гражданами, определяется исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа.
См. ч. 1.1 ст. 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
Подробнее: см. методические материалы: Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы: страховые взносы "за самих себя"
В 2013 году "самозанятые граждане" должны уплатить в ПФР за себя 32 479 руб. 20 коп. Причем эта сумма постоянная и не изменялась в зависимости от величины полученного дохода.

Изменен порядок перечисления взносов в Пенсионный фонд

Основание и краткое описание изменения Комментарий Примечание
Начиная с расчетного периода 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный и последующие периоды перечисляются в ПФР одной платежкой без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии. При оформлении расчетного документа следует применять КБК, предназначенный для учета платежей, поступивших в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Такие положения содержатся в новой ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ), которая озаглавлена "Единый расчетный документ".
После того как денежные средства поступят в ПФР, пенсионный фонд самостоятельно перечислит сумму страховых взносов, предназначенных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на отдельный счет ПФР (п. 2 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ). Учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо (п. 1 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ).
В соответствии с ранее действовавшим порядком пенсионные взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе перечислялись двумя платежными документами с указанием разных КБК. Работодатель самостоятельно распределял платежи, предназначенные на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (ст. ст. 33, 33.1 Закона N 167-ФЗ).
Поправки связаны с введением нового порядка выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения.
Старый порядок перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии
Напомним, что с 1 января 2013 г. застрахованные по обязательному пенсионному страхованию лица были вправе не позднее 31 декабря 2013 г. выбрать вариант осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов или 2 процента тарифа страхового взноса.
Для того чтобы на финансирование накопительной части трудовой пенсии приходилось 6 процентов тарифа, необходимо было обратиться в ПФР с заявлением:
  • о переходе в негосударственный пенсионный фонд. Предварительно нужно заключить договор об обязательном пенсионном страховании;
  • о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании;
  • о выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
  • о выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

В последних двух случаях застрахованное лицо вправе было выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2 процента или 6 процентов тарифа страхового взноса (п. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ).
Предполагалось, что для тех, кто не сделает свой выбор, начиная с расчетного периода 2014 г. на финансирование накопительной части их трудовой пенсии будет перечисляться 2 процента тарифа страхового взноса. Оставшиеся 4 процента будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Согласно Федеральному закону от 04.12.2013 N 351-ФЗ указанный порядок изменен.
Новый порядок перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии
В частности, с 1 января 2014 г. введены следующие положения.
Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе до 31 декабря 2015 г. включительно вправе решить, направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов тарифа страховых взносов или отказаться от финансирования этой части трудовой пенсии. В случае отказа все 6 процентов будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Для того чтобы на финансирование накопительной части трудовой пенсии перечислялось 6 процентов тарифа, необходимо обратиться в ПФР с заявлением:
  • о переходе в негосударственный пенсионный фонд. Предварительно нужно заключить договор об обязательном пенсионном страховании;
  • о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании;
  • о выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
  • о выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц, обратившихся с заявлением, будет направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, за исключением случая, если застрахованное лицо отказалось от финансирования указанной части трудовой пенсии (абз. 1 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).
Пока застрахованное лицо не сделает свой выбор (до 31 декабря 2015 г.), 6 процентов тарифа страхового взноса будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии (абз. 2 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ). Аналогично будет распределен тариф, если лицо не реализует данное право до 31 декабря 2015 г. включительно.
Новый тариф страхового взноса начинает применяться только с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о выборе (п. 3 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).
В отношении лиц, которые до 31 декабря 2013 г. (включительно) выбрали вариант пенсионного обеспечения, согласно которому на финансирование накопительной части трудовой пенсии должно направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, необходимо отметить следующее. В 2014 г. 6 процентов будет направляться на финансирование накопительной пенсии только в следующих случаях:
  • выбранный лицом негосударственный пенсионный фонд внесен в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (на момент подготовки выпуска обзора данный закон еще не был принят). Также выбранный пенсионный фонд соответствует требованиям Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ;
  • выбранная лицом управляющая компания, в том числе государственная, соответствует требованиям п. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ.

Если перечисленные условия не выполняются, то 6 процентов тарифа страхового взноса в 2014 г. будет направлено на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это касается и тех лиц, которые при выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании решили направить на финансирование накопительной части 2 процента тарифа страхового взноса. В рассматриваемом случае должна производиться индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Указанные правила установлены п. 4 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ.
Следует отметить, что лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются обязательные пенсионные взносы, вправе сделать выбор в пользу направления 6 процентов тарифа страхового взноса на фиксирование накопительной части трудовой пенсии до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления пенсионных взносов. Если до этого момента данные лица не достигли 23 лет, то право выбора сохраняется за ними до 31 декабря года, в котором им исполнится такое количество лет (п. 2 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).
Комментарии и разъяснения

Перечень Федеральных законов, внесших изменения в правила исчисления взносов на обязательное страхование, действующих в 2014 году

1. Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ
2. Федеральный закон от 02.12.2013 N 333-ФЗ
3. Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ
4. Федеральный закон от 21.12.2013 N 358-ФЗ
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 428-ФЗ