Аннотация
Ряд важнейших изменений в пенсионное, социальное и трудовое законодательства действуют с 1 января 2014 года.
В Обзоре систематизирована информация по важнейшим новациям, что поможет бухгалтерам, аудиторам и другим специалистам лучше их суть новаций и обратить внимание на некоторые особенности их применения.
См. методические материалы "Ставки (тарифы) взносов в государственные внебюджетные фонды на 2014 год"
См. также:
- Обзор изменений в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете
- Обзор изменений налогового законодательства в 2014 году
Документ
Изменения в законодательство по взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в 2014 году
Основание и краткое описание изменения | Комментарий | Примечание |
---|---|---|
На 2014 год предельная величина базы для начисления страховых
взносов увеличена в 1,098 раза и установлена Правительством России в
размере 624 000 руб.
ч.4 и ч.5 ст.8 Закона N 212-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 |
Предельная величина базы (в размере 415 000 рублей) установлена ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ. Она подлежит ежегодной индексации Правительством РФ с учетом роста средней зарплаты в стране (ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). | При установлении предельной величины базы для начисления
страховых взносов, ее величина 2013 года (568 000 руб.), увеличена
Правительством РФ в 1,098 раза. Полученная величина,
соответствии с действующим законодательством, была округлена для
выражения в полных тысячах рублей и утверждена в размере 624 000 руб.
(сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а
сумма менее 500 руб. отбрасывается). Важно помнить, что c сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 624 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (год), страховые взносы не взимаются. |
Пониженные тарифы страховых взносов: изменения для отдельных категорий плательщиков
Основание и краткое описание изменения | Комментарий | Примечание |
---|---|---|
Пролонгированы (до 2018 г. включительно) пониженные тарифы для некоторых категорий плательщиков страховых взносов. | Продлено пониженных тарифов:
|
Перечисленные лица уплачивают страховые взносы только в ПФР
по 20-процентному тарифу
(ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). |
Повышен льготный тариф страховых взносов для организаций и
предпринимателей, осуществляющих производство и распространение СМИ
п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ |
В 2014 г. увеличен на 2 процентных пункта совокупный тариф
страховых взносов, применяемый российскими организациями и
предпринимателями, которые осуществляют производство, выпуск в свет
(в эфир) и (или) издание СМИ.
см. действующий тариф |
|
C 2014 года (по 2019 г.) Организации, осуществляющие деятельность в области
информационных технологий (IT-компании) применяют пониженные тарифы по-новому
ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ части 2.1, 2.2, 2.3 ст. 57 и ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ |
IT-компании применяют пониженные тарифы страховых взносов. В соответствии с
ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
они уплачивают: в ПФР: 8 %, а в ФСС: 2 % и в ФФОМС 4%.
Требования, дающие право применения пониженных тарифов -компаниям необходимо
соответствовать требованиям, установленным в ч. 2.1, 2.2, 2.3 ст. 57,
ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ:
Важно помнить, что доля дохода и средняя численность определяются по итогам девяти месяцев года, предшествующего году начала применения пониженных тарифов. Есть особенности и для вновь созданных IT-компаний. Там условия об уровне доходов и среднесписочной численности работников должны определяться по итогам первого отчетного (расчетного) периода. | C 1 января 2014 г. порог средней численности работников для
действующих организаций (среднесписочной - для вновь созданных) - не менее
семи человек. В предыдущем году он составлял - не менее 30 человек, а
в году предшествующему предыдущему - 50.
Кроме того, при определении доли доходов от деятельности в области информационных технологий в общем объеме доходов организации нет необходимости учитывать суммы:
|
В 2014 года организации, оказывающие инжиниринговые услуги пониженный тариф применят не вправе. | Компании, оказывающие инжиниринговые услуги уплачивают взносы в порядке, установленном на 2012 - 2016 г., если не подпадают под действие иных пониженных тарифов, в соответствии с Законом N 212-ФЗ. | C сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица,
превышающих 624 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода
применяется совокупный тариф: 30 процентов (ПФР - 22 процента; ФСС РФ - 2,9 процента;
ФФОМС - 5,1 процента).
свыше указанной предельной величины - 10 процентов (производится только платеж в ПФР). |
Дополнительные тарифы страховых взносов и специальная оценка условий труда
Основание и краткое описание изменения | Комментарий | Примечание |
---|---|---|
С 1 января 2014 возросли дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков | Плательщики страховых взносов в отношении выплат и
иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды
которых указаны в пп.1 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ,
по общему правилу применяют дополнительный тариф страховых взносов в
ПФР в размере 6% (2013 г. - 4%).
(ч.1 ст.58.3 Закона N 212-ФЗ). В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых перечислены в подпунктах 2-18 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ, в 2014 г. по общему правилу применяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 4% (вместо 2%) (ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). |
Страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов. См. также Письмо ПФ РФ от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 "О дополнительных тарифах страховых взносов" |
С 1 января 2014 установлена зависимость тарифов страховых взносов от класса условий труда | Дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов специальной оценки условий труда установлена ч.2.1 ст.58.3 Закона N 212-ФЗ). | Если по итогам специальной оценки условий труда их условия будут признаны
вредными или опасными, то
работодатели в отношении выплат лицам, занятым на указанных выше
работах, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов.
Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0 процентов (работодатель будет освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам). Важно подчеркнуть, что тарифы, предусмотренные частью 2.1 ст.58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются вместо дополнительных тарифов, установленых ч.1 и ч.2 ст.58.3 вышеупомянутого Закона. |
С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ |
Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
определено в ст. 7 Закона N 426-ФЗ.
Классификация условий труда установлена ст. 14 Закона N 426-ФЗ. Здесь определены 4 класса по степени вредности и (или) опасности:
(1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). В этой же статье разъясняется, какие именно условия труда определяют соответствующий класс (подкласс). |
В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ в прежней редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и являлась основанием для освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу с 1 января 2014 г. |
Краткий комментарий к вопросу о специальной оценке условий труда
- Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех
работников. Исключение составляют следующие категории работников:
- надомники,
- работающие дистанционно,
- работники нанятые лицами, не являющимися предпринимателями.
см. п.3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ - Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий
труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
регулируется особо.
см. п.4 ст. 3 Закона N 426-ФЗ - По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем
один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки
см. ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ
см. также ст. 7 Закона N 426-ФЗ о внеплановой специальной оценки условий труда - Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).
- Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.
- Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
- Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
- Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).
Cтраховые взносы "за самих себя". Плательщики: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы
Основание и краткое описание изменения | Комментарий | Примечание |
---|---|---|
Изменен порядок определения фиксированного размера пенсионных взносов для "самозанятых граждан" - предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. | С 1 января 2014 года размер страхового взноса, перечисляемого в
ПФР предпринимателями, адвокатами и нотариусами за себя, будет
определяться в зависимости от того, превысила ли величина доходов
пороговую сумму в 300 000 руб.
Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо будет перечислить фиксированный платеж. Фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых самозанятыми гражданами, определяется исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. См. ч. 1.1 ст. 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Подробнее: см. методические материалы: Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы: страховые взносы "за самих себя" |
В 2013 году "самозанятые граждане" должны уплатить в ПФР за себя 32 479 руб. 20 коп. Причем эта сумма постоянная и не изменялась в зависимости от величины полученного дохода. |
Изменен порядок перечисления взносов в Пенсионный фонд
Основание и краткое описание изменения | Комментарий | Примечание |
---|---|---|
Начиная с расчетного периода 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный и последующие периоды перечисляются в ПФР одной платежкой без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии. При оформлении расчетного документа следует применять КБК, предназначенный для учета платежей, поступивших в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Такие положения содержатся в новой ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ), которая озаглавлена "Единый расчетный документ".
После того как денежные средства поступят в ПФР, пенсионный фонд самостоятельно перечислит сумму страховых взносов, предназначенных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на отдельный счет ПФР (п. 2 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ). Учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо (п. 1 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ). В соответствии с ранее действовавшим порядком пенсионные взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе перечислялись двумя платежными документами с указанием разных КБК. Работодатель самостоятельно распределял платежи, предназначенные на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (ст. ст. 33, 33.1 Закона N 167-ФЗ). Поправки связаны с введением нового порядка выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения. |
Старый порядок перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии
Напомним, что с 1 января 2013 г. застрахованные по обязательному пенсионному страхованию лица были вправе не позднее 31 декабря 2013 г. выбрать вариант осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов или 2 процента тарифа страхового взноса. Для того чтобы на финансирование накопительной части трудовой пенсии приходилось 6 процентов тарифа, необходимо было обратиться в ПФР с заявлением:
В последних двух случаях застрахованное лицо вправе было выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2 процента или 6 процентов тарифа страхового взноса (п. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ). Предполагалось, что для тех, кто не сделает свой выбор, начиная с расчетного периода 2014 г. на финансирование накопительной части их трудовой пенсии будет перечисляться 2 процента тарифа страхового взноса. Оставшиеся 4 процента будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии. Согласно Федеральному закону от 04.12.2013 N 351-ФЗ указанный порядок изменен. |
Новый порядок перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии
В частности, с 1 января 2014 г. введены следующие положения. Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе до 31 декабря 2015 г. включительно вправе решить, направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов тарифа страховых взносов или отказаться от финансирования этой части трудовой пенсии. В случае отказа все 6 процентов будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии. Для того чтобы на финансирование накопительной части трудовой пенсии перечислялось 6 процентов тарифа, необходимо обратиться в ПФР с заявлением:
На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц, обратившихся с заявлением, будет направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, за исключением случая, если застрахованное лицо отказалось от финансирования указанной части трудовой пенсии (абз. 1 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ). Пока застрахованное лицо не сделает свой выбор (до 31 декабря 2015 г.), 6 процентов тарифа страхового взноса будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии (абз. 2 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ). Аналогично будет распределен тариф, если лицо не реализует данное право до 31 декабря 2015 г. включительно. Новый тариф страхового взноса начинает применяться только с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о выборе (п. 3 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ). В отношении лиц, которые до 31 декабря 2013 г. (включительно) выбрали вариант пенсионного обеспечения, согласно которому на финансирование накопительной части трудовой пенсии должно направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, необходимо отметить следующее. В 2014 г. 6 процентов будет направляться на финансирование накопительной пенсии только в следующих случаях:
Если перечисленные условия не выполняются, то 6 процентов тарифа страхового взноса в 2014 г. будет направлено на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это касается и тех лиц, которые при выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании решили направить на финансирование накопительной части 2 процента тарифа страхового взноса. В рассматриваемом случае должна производиться индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Указанные правила установлены п. 4 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ. Следует отметить, что лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются обязательные пенсионные взносы, вправе сделать выбор в пользу направления 6 процентов тарифа страхового взноса на фиксирование накопительной части трудовой пенсии до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления пенсионных взносов. Если до этого момента данные лица не достигли 23 лет, то право выбора сохраняется за ними до 31 декабря года, в котором им исполнится такое количество лет (п. 2 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ). |
Перечень Федеральных законов, внесших изменения в правила исчисления взносов на обязательное страхование, действующих в 2014 году